Использует ли его Украина?
Выборы в Украине стали значительно бОльшим событием, чем просто очередные выборы на территории одного из осколков былого Союза. Кажется, впервые в новейшей истории пресловутого «постсоветского пространства» появился призрачный шанс на формирование действительно нормального политического процесса.
То, что демократия в Украине есть – в этом сомневаются только те, кто полагает, что демократия – это такая штука, при которой никогда не ссорятся.
То, что демократия в Украине носит весьма болезненный характер и порядку и процветанию особенно не способствует, - тоже факт.
Причем каждый из этих фактов другой вовсе не перечеркивает. Как снег в июне не перечеркивает календарь. Вот такое у нас нынче хреновое лето.
Идем дальше. После всевозможных демаршей, истерик, взаимных обвинений и проч. и проч. - шелуха отпала. Осталось две силы. Партия регионов и всевозможных сочувствующие им красные, розовые, крымские, крепленые и прочие во главе с Януковичем. БЮТ и все примкнувшие прозападные, пронатовские, просамостийные и прочие во главе с Тимошенко. Расклад идеальный – почти пополам. Но г-н Янукович набирает в итоге все же больше.
И что же дальше? Казалось бы, логика любого ответственного, действительно думающего об интересах Украины политика подсказывает: дальше вырисовывается абрис действительно серьезной двухпартийной системы. Что-то вроде украинских «демократов» во главе с Януковичем и украинских «республиканцев» во главе с Тимошенко. Территориальные аспекты тоже вполне логичны: Донбасс для Украины – это что-то вроде Техаса или Алабамы в США – традиционная вотчина демократов. А Львов с Черновцами – что-то вроде Новой Англии – средоточие силы республиканцев. Причем возникает шанс на действительно реальные, полноценные партии, а не ту квазипартийную возню карликовых партий, которую мы двадцать лет наблюдаем почти во всех странах СНГ.
Признаюсь честно: автор этих строк «болел» за Тимошенко. Тем не менее, дальнейшее ее поведение непонятно. Была борьба, был проигрыш. Проигрыш достойный, такой, который любой здравомыслящий политик может честно засчитать себе в актив. Теперь поздравь победителя, уйди в оппозицию, сколоти сильный парламентский блок, контролирующий правительство. А через пять лет – с таким активом вполне можно претендовать на вторую попытку. И победить, если эти пять лет станут временем серьезной политической работы, без истерик и майданов.
Увы, эта логика, абсолютно привычная, понятная и приемлемая для любого западного политика, у нас не работает. «У нас» - это на том самом постсоветском пространстве, где мы с вами и обитаем. И неважно, как именно называется та территория, где мы «зафиксировались», - Российская Федерация, Украина или Белоруссия. Пока еще мы похожи как братья-близнецы, чуть что – хватающие друг друга за патлы и кидающиеся игрушками.
А жаль.
Помню, в детстве мы с друзьями по школе обожали турниры в настольный хоккей. Я был игроком сильным, «делал» практически всех. Но своему самому близкому другу чаще все же проигрывал. Проигрывать я не любил и не умел, посему каждый такой матч заканчивался ссорой и «прощай навсегда». С тех пор прошло много десятков лет. Я в России, друг - в Израиле, а хоккей - на антресолях. Не научившись играть по правилам, мы его дружно туда забросили. За ненадобностью.
Самое печальное – если с демократией произойдет как с тем хоккеем. Ведь Черчилль все же прав: демократия обладает множеством недостатков, но лучшего способа управления человечество не придумало.